Предлагается уточнить порядок исчисления налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости
В Госдуму внесен соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов нижней палаты парламента во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным.
В частности, документом предусмотрено изменение порядка исчисления налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости в части применения понижающего коэффициента к такому налогу.
Напомним, в настоящее время действует временный коэффициент, постепенно увеличивающий сумму налога, рассчитанного по кадастровой стоимости, по сравнению с налогом, исчисленным по инвентаризационной стоимости. Величина такого коэффициента в течение первых пяти лет применения кадастровой стоимости повышается ежегодно на 20% – с 0,2 до 1 (п. 8 ст. 408 Налогового кодекса).
Так, в текущем году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 регионов действует коэффициент 0,6, на территории 21 субъекта РФ – 0,4, в 15 субъектах – 0,2. В остальных регионах коэффициент не применяется, так как еще не принято решение о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости – в них налог по-прежнему исчисляется по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.
Парламентарии отмечают, что применение такого порядка исчисления налога на имущество физлиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего, из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В связи с этим предлагается ввести новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. В случае одобрения инициативы данный коэффициент будет применяться в регионах, на территории которых исчисление налога осуществляется с коэффициентом 0,6. Применение такого коэффициента намечено в 2018 году при исчислении налога за 2017 год. При этом в 36 субъектах РФ, исчисляющих налог за прошлый год с коэффициентами 0,2 и 0,4, порядок расчета налога в текущем году сохранится.
Кроме того, планируется усовершенствовать механизм применения для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимости. В частности, речь идет об установлении возможности пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.
Также предусматривается исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физлиц, уплаченных на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды. Исключение может составить только случай уменьшения суммы налога в результате перерасчета.
Наконец, предполагается применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании, как сейчас.
Одновременно законодательная инициатива содержит ряд поправок, касающихся применения налоговых льгот по налогу на имущество физлиц и земельному налогу. Например, для целей применения таких льгот предлагается выделить в самостоятельную льготную категорию физлиц детей-инвалидов. При этом в рамках налога на имущество физлиц может стать возможным применение налоговых преимуществ в отношении частей жилых домов и частей квартир (их планируется выделить в самостоятельные объекты налогообложения).
В свою очередь, преимущества в виде налоговых льгот и пониженных ставок могут распространить на гаражи и машино-места, расположенные в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами РФ. Послабления планируется применять в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в региональный перечень.